Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство промышленности и энергетики Республики Башкортостан

Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны

6 Апреля 2020
99
0

В годы Великой Отечественной войны завод авиационных моторов в Уфе (ПАО «ОДК-УМПО») являлся флагманом индустрии Башкортостана – он обеспечивал фронт необходимой современной техникой по линии Авиационной промышленности.

Уфимский моторный завод создавался в 1931 году как завод комбайновых моторов, до начала 1940-х годов их было произведено порядка 15 тысяч штук.

Начальный этап становления Уфимского моторного завода связан с историей Рыбинского завода авиационных моторов № 26, который в 1930-е годы был крупнейшим моторостроительным предприятием СССР и производил более 50% всех авиационных моторов в стране. С 1928 года здесь производились моторы М-17, применявшиеся до конца 1940-х годов на многих типах самолетах. В 1935 году осваиваются моторы М-100, положившие начало целому семейству изделий, которые разрабатывались заводским ОКБ под руководством главного конструктора В.Я. Климова.

В 1940 году, когда военные действия в рамках Второй мировой войны приблизились к границам СССР, Уфимский моторный завод передается в ведение НКАП и под № 384 становится дублером Рыбинского завода по производству климовских авиационных моторов М-105. В Уфе до начала ВОВ их было выпущено 675 штук.

В 1938-1939 годах директором Рыбинского завода № 26 был Василий Петрович Баландин. Он внес большой вклад в создание и производство авиационных моторов. С 1939 года он становится заместителем наркома Авиационной промышленности, а в августе 1941 года назначается директором завода № 384 в г.Уфе. С принятием решения об эвакуации на Восток Рыбинского завода В.П. Баландин руководит его переездом в г. Уфу в конце 1941 года, возглавляет объединенный завод в г.Уфе в 1941-1946 годах.

Завод эвакуировался полностью: оборудование, станки, собранные и частично собранные моторы, оснастка, чертежи, рабочие, служащие, их семьи (людей перевозили на баржах, большую часть – в поездах). Население г.Уфы сразу возросло с 250 до 300 тысяч человек, а с учетом «рыбинцев» и эвакуированных из других городов СССР башкирская столица приняла порядка 75 тысяч человек.

Эвакуация завода - огромная по своим масштабам работа - в целом прошла четко, организованно, без потерь. Всего было отгружено и отправлено в глубокий тыл 3 тысячи ж/д вагонов и 25 барж, весь автотранспорт двигался большой автоколонной. К 20 ноября 1941 года погрузка оборудования и материальных ценностей была в основном закончена. В г. Уфу первый эшелон пришел 15 ноября 1941 года.(продолжение следует....)

  • Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны
  • Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны
  • Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны
  • Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны
  • Завод авиационных моторов в Уфе ПАО «ОДК-УМПО» в годы Великой Отечественной войны